Бесспорно, оснащение машин автоматической
коробкой передач привело к резкому снижению нагрузок, возлагаемых на
водителя. Из преимуществ подобных механизмов сразу можно назвать следующие
пункты: увеличение комфортности вождения из-за отсутствия педали сцепления,
плавное переключение передач самим устройством, предохранение двигателя и
ходовой части автомобиля от перегрузок, выбор как ручной, так и автоматической
работы КПП. В принципе, это известно почти всем автолюбителям, но ведь
ассортимент автоматов настолько богат, что порой даже и не знаешь, что выбрать.
Попробуем более тщательно рассмотреть все типы автоматических КПП и отразить
все их плюсы и минусы. Ну и начнем с классики жанра.
Классическая гидравлика.
Особенность таких устройств в том, что в них полностью отсутствует связь
двигателя автомобиля с колесами. Крутящий момент передается через рабочую
жидкость с помощью двух турбин - ведомой и ведущей. Но в процессе технической
эволюции такими коробками научили управлять специальные электронные устройства.
В результате гидромеханические трансмиссии имеют спортрежим, зимний режим,
программу экономичной езды, а также возможность ручного переключения передач.
Полуавтоматы (коробки с функцией перехода на ручное управление) у каждого
производителя называются по-своему. Самое распространенное название Tiptronic
(он же Autostick и Steptronic), что, к слову, реализуется далеко не на всех
автомобилях с электронной системой управления АКПП.
Данный режим является скорее полуавтоматическим, нежели ручным, так как
трансмиссионный компьютер не перестает работать при включении данной системы и
все равно контролирует работу автомобиля. К примеру, он не позволит вам резко
тронуться с повышенных передач и будет четко отслеживать градацию оборотов.
Но самая изюминка системы в том, что, как только рычаг переключения коробки
оказывается в положении m/s (Manual Select), он превращается в джойстик. Если
толкнуть его вперед, то включится последующая передача (например, после первой
- вторая), а сам джойстик вернется в исходное срединное положение. Толкнул
назад - и после второй передачи вновь включится первая, а рычаг снова вернется
в нейтральное положение. В этом и есть суть системы Tiptronic
(Autostick, Steptronic).
Разумеется, помимо гидравлики существует еще и
другие системы устройства КПП. Рассмотрим вариатор: большой плюс
вариаторных трансмиссий в том, что они плавно изменяют крутящий момент. То есть
на классической гидравлике мы можем видеть по тахометру и слышать, как именно
работает коробка. А вариатор же работает очень степенно и постоянно
подхватывает момент переключения, когда это необходимо, сохраняя при этом
баланс скорости. Основной недостаток вариатора - акустический. Автомобиль как
бы постоянно работает в одной тональности, как троллейбус. Но эту проблему уже
пытаются решить инженеры. Однако преимущество вариатора неоспоримо -
потребление топлива у автомобиля с такой коробкой передач значительно меньше,
нежели у классики (тем более если в ней еще и ручное управление присутствует).
Плюс механизм вариатора и весит меньше.
Следующий подтип автомата - роботизированная
механика. По своей начинке она действительно больше подходит под термин
"механика", но по управлению - чистый автомат. Собственно, манера
езды здесь та же, что и на автомате, а расход топлива гораздо меньше, чем на
механических коробках. Самый большой минус такой системы заключается в том, что
роботизированная коробка лояльно реагирует лишь на спокойный режим езды. Стоит
только вдавить педаль газа в пол, как сразу же переключение скоростей становится
болезненно ощутимым. Вы как будто чувствуете толчок сзади при каждой смене
скорости. Изначально может показаться, что дело в водителе-новичке, но на самом
деле это просто специфичная работа коробки. Но есть и свои преимущества такого
механизма: коробка не тяжела, стоит недорого, а также вполне экономична по
расходу топлива, что уже упоминалось.
Не стоит забывать и о таком типе, как роботизированная
трансмиссия с двумя сцеплениями. Долго расписывать технические аспекты
данной системы мы не будем, разъясним лишь основное. Принцип работы здесь
заключается в наличии двух дисков сцепления, один из которых управляет четными
передачами, а другой - нечетными. Работа такой коробки проходит гораздо мягче,
нежели обыкновенного робота. Единственное, что может вас покоробить, - цена.
Механизм и впрямь дорогостоящий, но и используется он в основном в спортивных
целях. А уж для тех, кто решится управлять спорткаром, сразу можно советовать
кулачковую коробку передач.
Этот тип трансмиссии все же больше относится к механике, но пользуются ею
исключительно на старте. Дальше переключаться можно, не выжимая сцепление, -
как на мотоцикле. Преимущество этой коробки заключается в возможности
переключить передачу за 0,15-0,20 секунды. Для спортсменов очень важный
параметр. К недостаткам можно отнести очень высокую стоимость, шумность и
полное отсутствие комфорта при переключениях. Но на то она и спортивная.
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в
нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой.
После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение,
воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Допускается ли буксировка прицепа автомобилем,
оборудованным АКПП?
Допускается. Но надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла
в гидротрансформаторе. Если вам часто приходится ездить с прицепом, то советуем
рассмотреть идею установки дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП.
Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей
передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах "3" или "2".
Как буксировать автомобиль с АКПП?
Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на
расстояние 25 км,
а с четырехскоростной АКПП - со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160
километров. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии
предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется
принудительно, то есть масло подводится к каждой паре трения под давлением.
Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки.
Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке РВД в
положение "N".
Что такое кикдаун (kickdown)?
Если во время движения нажать до упора педаль газа, то в коробке передач
произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется
использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает
полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом
случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов.
Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач
перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного
понижения передачи, ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к
возникновению заноса.
Ну и последний часто задаваемый вопрос: нужно ли
переводить рычаг выбора диапазона в "N" при остановке у светофора?
Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду
для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. В остальных
случаях этого делать не рекомендуется.